alterall.ru

Альтернативные взгляды на действительность

Реклама

Быть христианином - это вовсе не значит жить, отрешившись от мира, от жизни общества...

Автор Оверина Арина   

 

1. Жизненный путь и творчество П.А.Флоренского

"Многообразие – это украшение
жизни и познание законов природы."

Павел Александрович Флоренский     Павел Александрович Флоренский (1882 — 1937) - одна из самых выдающихся и загадочных личностей "Серебряного века", русский религиозный философ и ученый, выдающийся богослов и священник. "Русский Леонардо да Винчи", "Ломоносов ХХ века" — характеристики другой стороны личности, с той лишь разницей, что Леонардо и Ломоносов завершили свой жизненный путь в почете и славе, а у отца Павла мы не знаем даже могилы…

     Как гениальная личность Павел Флоренский - универсален, это: энциклопедическая европейская голова, имеющая совершенный идеализм вместе со знанием точных наук и стремлением синтезировать все области знаний науки и духовности в единое целое.

     П.А.Флоренский очень рано обнаружил исключительные математические способности и по окончании гимназии в Тифлисе поступил на математическое отделение Московского Университета. По окончании Университета он не принял предложения остаться при Университете для занятий в области математики, а поступил в Московскую Духовную академию. Еще в годы студенчества его интересы охватывают философию, религию, искусство, фольклор. В годы обучения в Духовной Академии у него возникает замысел капитального сочинения, будущей его книги "Столп и утверждение истины", большую часть которой он завершает к концу обучения. Книга состоит из философской переписки с другом по келье, где каждое послание начинается словами: "Мой светлый! Мой ясный!" В труде выясняется главный философский вопрос об истине: автор возводит его к литовской "естина" от корня "есть" или по-немецки "ист", или от глагола существования. То есть с одной стороны истина — это то, что есть по определению, с другой стороны она конкретна, как еда. Истину можно вкушать — есть. Отсюда переход к опытному Богопознанию у отца Павла, основанному не на логике и мышлении, а на самой жизни. И не просто жизни, а вечной жизни, поскольку только вечное обладает статусом истинности. Этим и определяется эпиграф к данному труду словами А. Бергсона: "Жизнь! Не пытайся познать себя".

     После окончания Академии он становится в ней преподавателем философских дисциплин, и в 1911 году принимает священство. В 1918 году Духовная Академия переносит свою работу в Москву, а затем закрывается. Также в 1921 году закрывается и Сергиево-Посадский храм, где Флоренский служит священником. "Он нашел для себя обетованную землю у Троицы Сергия, возлюбив в ней каждый уголок и растение, ее лето и зиму, весну и осень", - писал о нем сподвижник его молодости священник Сергий Булгаков. В годы с 1914-го по 1926 годы Флоренский пишет ряд религиозно-философских работ, работает над своими воспоминаниями.

Основные труды П.А. Флоренского:

  • Столп и утверждение истины 1914г.;
  • Мнимости в геометрии 1922;
  • У водораздела мысли, Иконостас 1922;
  • Философия культа 1922;
  • Детям моим. Воспоминания 1925;
  • Имена 1926.

     Наряду с этим он занимается физикой и математикой, работая также в области техники и материаловедения, принимает участие в ГОЭЛРО, а в 1924 году выпускает в свет большую монографию о диэлектриках. Другое направление его деятельности - искусствоведение и музейная работа. Одновременно Флоренский работает в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, являясь её ученым секретарем, и пишет ряд работ по древнерусскому искусству.

     Совмещая служение Богу с занятиями наукой и философией, о. Павел обращает свое творчество к миру, раскрывая ему Истину через собственный духовный опыт и подвиг. Все творческие годы он не снимал с себя священнического сана и ходил в подряснике, что и было основной причиной его ареста и последующего расстрела. Арестован он в 1933 г. по ложному обвинению и отправлен в ссылку на Дальний Восток в Сковородино, где работал на мерзлотоведческой станции. С 1934 г. - на Соловках, где занимался вопросами добычи йода и агар-агар из водорослей. Добывали этот уникальный "умный йод" из морских водорослей, он подстраивается под индивидуальную потребность каждого человека. Ведь передозировка йода столь же опасна для здоровья, как и его недостаток, поэтому Флоренский предложил давать не чистый йод, а соединенный с молочным белком. Такой йод мы получаем в младенчестве с молоком матери. Йод Флоренского, известный теперь как "Йод-Актив", поступает в щитовидку, отщепляясь от молочного белка под действием ферментов печени.

     Области знаний П.А. Флоренского: философия и богословие, языкознание и математика, естествознание и техника, искусствоведение, физика и многие другие. Трудно найти область познания, где отец Павел не применил бы себя. Флоренский был профессором Московской Духовной академии, автором множества книг, статей, одаренным астрономом, защищавшим геоцентрическую концепцию мира; замечательным математиком, автором "мнимости в геометрии"; авторитетным специалистом в области физики, автор работы "Диэлектрики и их техническое применение"; историк искусств и автор нескольких монографий по искусству, и особенно на резьбе на дереве; замечательный инженер-электрик. Он был профессором перспективной живописи, прекрасным музыкантом, поклонником Баха, Бетховена и его современников, в совершенстве владел латинским, древнегреческим, большинством европейский языков, а также языками Кавказа, Ирана и Индии.

     Но основные интересы и значение отца Павла лежат в области богословия и философии. На мировоззрение о. Павла оказал влияние русский философ Владимир Соловьев: обоих волновала проблема духовной основы бытия и тема таинственной Софии-Премудрости Божией, где все взаимосвязано. Церковь по определению о. Павла - это не просто интеллектуальное опознание системы взглядов, а это вхождение в некий мистический опыт, через который ты изнутри приходишь к Пониманию Тайны. Это таинственное соединение с Богом и между собой, и в этом единении; когда "я" и "ты" открываются друг другу и высшему "ты" - рождается любовь. Церковность по мнению Флоренского - не имеет никаких внешних, формальных признаков и критериев, она есть жизнь в духе и красоте. "Только в тиши мирной будничной работы можно найти себя самого и свое удовлетворение", пишет отец Павел, являясь последователем теории, учения Платона (невидимое - есть источник видимого).

     Уметь видеть и ценить глубину того, что окружает тебя, находить высшее в "здесь" и "теперь" и не рваться искать его непременно в том, чего нет или что далеко- вот основная линия жизни о.Павла. Страсть вредна тем, что во имя того, чего нет, человек проходит мимо того, что есть и что по существу гораздо более ценно. Все нужное придет в свое время, а имеющее теперь - уйдет и его не воротишь. Нужно уметь брать от людей то, что в них есть и что они могут дать, и уметь не требовать от них того, что в них нет и чего дать они не могут.

     Философия каждого народа- до глубочайшей своей сущности есть раскрытие веры народа, из этой веры исходит и к этой вере устремляется. Если возможна русская философия, то только как философия веры православной. У Флоренского суть объединения в церковности, культурности и науки. Он пишет: "Я не любил людей, т.е. не испытывал врожденные чувства, а принимал хорошее, как дышат воздухом, и не удостаивал негодованием плохое, даже к животным я был равнодушным- в них чувствовалось близкое родство к человеку. А любил я воздух, ветер, облака, родными мне были скалы, близкими к себе духовно ощущал минералы, особенно кристаллические, любил птиц, а больше всего растения и море".

     Основная жизненная задача П.А. Флоренского: определение и проложение путей к будущему цельному мировоззрению, обращение к истокам и родникам русской культуры и духовности, к поискам вечных истин.

"Молчание", художник М.Нестеров (1903)

 



 
« Пред.