alterall.ru

Альтернативные взгляды на действительность

Реклама

Искра Божия. Заметка о трёх монастырях.

Автор Арина Оверина   

 

     У каждого из нас – свой, очень личный и важный повод для паломничества по святым местам, монастырям и храмам. Истории святых обителей – это врата, открывающие путь в вечность, дающие правильные «указатели» на пути к Богу. Об этом написано много духовных книг и статей, повторяться не хочу, а поделюсь лишь впечатлениями и своими открытиями, расскажу о трех личностях, современных подвижниках, имеющих редкостный дар – искру, которые горением своего сердца открыли нам присутствие Божие.

     Поездка, организованная радиостанцией «Град Петров», по программе «Псков-Печоры. Иконопись древняя и современная» состоялась 9-10 марта этого года. Мы посетили Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь, Рождества Богородицы Снетогорский женский монастырь, Свято-Успенский Псково-Печерском мужской монастырь, погуляли по Псковскому Кремлю, осмотрели Свято-Троицкий собор с характерной никоновской церковной живописью, зашли в уютный псковский храм Петра и Павла, где по легенде «пока монахи копали, Петр-1 пел в храме». Наш гид - Вадим Евгеньевич Семенков также отметил, что в средневековье строились в основном - мужские монастыри, а в современное время - в большинстве своем, женские.

     О Псково - Печерском монастыре и других обителях многие из нас узнали из книги о. Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» и загорелись поездкой.

Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь     Первым из святых обителей нас встретил Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь – это христианская жемчужина Пскова и чудный уголок русской земли, радующий благолепием и тишиной монастырского парка.

     Уникальный комплекс Мирожского монастыря расположен на живописном левом берегу реки Великой, у места впадения в нее небольшой речки Мирожки. Основателем монастыря был выдающийся представитель русской церкви новгородский епископ, святитель Нифонт. Византийского типа, построенный в середине 12 века (около 1137-1140 года), Спасо - Преображенский собор привлек и удивил нас старинными фресками, полностью покрывающие своды и стены. Собор возведен мастерами по уникальной строительной технологии (использованной только в 12 веке: из местного камня известняковой плиты с добавлением плинфы (крупного кирпича) на розовом цемяночном растворе, состоящем из гашеной извести, песка и мелко растертого красного кирпича, или осколков керамики) и почитается, как первый каменный храм Пскова. В современное время, в 1997 году владыка Евсевий освятил возрождающийся монастырь и благословил на труды монашескую братию. Сейчас в обители - 4 монаха, уже налажено ремесло литья свечей по технологии 17-го века, имеется иконописная мастерская, в иконописи придерживающаяся древних канонов.

     В Спасо - Преображенский соборе нас встретил экскурсовод Олег и рассказал про дивные живописные фрески 12 века, украшавшие собор и сохранившиеся до наших дней. Он очень подробно рассказал нам об этих удивительных произведениях древнего искусства, о правилах иконописи, богословских основах и художественных знаниях, упомянул, что храм был расписан византийскими мастерами, поскольку русская художественная школа только находилась в стадии становления. Указал на интересный факт: еще в процессе завершения строительства собора были начаты работы по росписи, и иконописцы работали с тех же строительных лесов, что и зодчие.

     Очень часто тот или иной Евангельский сюжет по-разному воспринимается нами в зависимости от определенной ситуации и собеседника. По-детски восторженно и лаконично Олег, указывая на фрески, объяснял одну за другой историю Евангельских сюжетов, открывая нам Божественную истину, словно с небес, и передавая неземное чувство легкости и парения к небесам, к открывающемуся царству небесного.

     Вспомнились строки из стихотворения «Молитва» Михаила Юрьевича Лермонтова:

Есть сила благодатная, в созвучьи слов живых,
И дышит непонятная, Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится, сомненье далеко —
И верится, и плачется, И так легко, легко...

Рождества Богородицы Снетогорский женский монастырь     С чувством покоя и легкости прибыли мы в прекрасный белокаменный Рождества Богородицы Снетогорский женский монастырь. Снетогорский монастырь впервые упоминается в Псковских летописях в 1299г. и считается, что обитель была создана в правление и при участии святого благоверного князя Довмонта - Тимофея. На одной из стен древнего храма была изображена Божия Матерь с Богомладенцем на руке, сидящая на престоле, ей предстоят Архистратиги Михаил и Гавриил. С этой фрески в 2000г. снетогорскими иконописцами была написана Снетогорская икона Божией Матери.

     Историю написания этой иконы нам поведала инокиня Еликонида - современный иконописец. С любовью и благоговейно говорила она и о настоятельнице монастыря Игуменьи Людмиле (Ваниной), и о духовнике – Архимандрите Гермогене (Муртазове), и о своем учителе-иконописце. Упомянула также о Великом наместнике Псково - Печерского монастыря Алипии, которого мама, провожая на фронт, благословила Иконой «Утоли мои печали», тем самым, предугадывая будущее святое имя сына - Алипий, что в переводе с греческого - значит «беспечальный».

     Так велико и значимо святое благословение верующей матери.

     Спокойная молодая инокиня, с лучистыми ясными глазами и кротким взглядом, так созвучно и просто соединила воедино истину простых человеческих понятий: богословское знание и преданность своему делу, открытость и скромность, и великую любовь к Богу и ближнему.

     В настоящее время в Снетогорском монастыре подвизается около 80 насельниц. У каждой свое послушание, но общее – вера к Богу, надежда на спасение и любовь. Стихотворение петербургской поэтессы Светланы Петровой-Амбрасовской, посвященное всем насельницам монастыря, очень точно отражает мои мысли и чувства.

Лишь такие, как вы...

     Посвящается насельницам
     Снетогорского монастыря.

Как белы ваши лица, как странно бесчувственны губы.
Тихий шорох молитв веет даже в безмолвии рта.
Мне казалось, вы злы и с мирскими подчеркнуто – грУбы,
Неприступные сестры, невесты Иисуса Христа.

Но проникнув к вам в дом под покровом нежданного чуда,
Оказавшись средь черных одежд и средь белых цветов,
Я с пронзительной болью познала вдруг правду – покуда
Лишь такие как вы, могут снять убиенных с крестов.

Лишь такие как вы, могут раны живых и усопших
Омывать родниковой, бесхитростно-чистой водой.
Лишь такие как вы, без кокетства, без пОсулов пошлых,
Беспричинностью веры навеки зовут за собой.

Лишь такие как вы, не страшась нищеты и проказы,
Не страшась злой молвы, что опасней болезни сто крат,
Красят душу земли. И трудами полны ваши вазы,
Чтобы лики святых не забыли цветов аромат.

Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь     Духовный центр Псковского края - Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь был завершающим в нашей поездке. Псково-Печерский монастырь находится в 50 км от Пскова в городе Печоры и расположен в глубоком овраге у реки Каменец. Уникальный ландшафт местности позволил устроителям обители создать неповторимый и функциональный монастырский комплекс со всей развитой инфраструктурой. А в начале, в 1470 году преподобный Иона выкопал на месте будущего монастыря пещеру, в которой устроил церковь Успения Пресвятой Богородицы. Вокруг этого храма и образовалась знаменитая в русской истории обитель. Это единственный в России монастырь, который за свою многовековую историю ни разу не закрывался. В нем сохранилось два уникальных явления: Святые пещеры и старчество.

     Особым вниманием и почитанием пользуются монастырские Святые пещеры.

     Датой открытия пещер считается 1392 год. В летописных книгах читаем: «Однажды местный крестьянин Иван Дементьев пришел на Святую гору рубить лес. Тогда, в конце XIV века, весь склон, по которому теперь расположены монастырские здания, был покрыт большими деревьями, одно из которых начал рубить Иван Дементьев. Срубленное дерево повалилось под гору, увлекая с собой еще несколько деревьев и большое количество земли. Так открылось устье пещеры, над которым была начертана надпись: «Богом зданная пещера». Кем и когда была сделана надпись – неизвестно». По свидетельству летописца, в конце XVI века "один юродивый монах, Варлаам, часто приходил к пещере и стирал надпись, которая начертана на стене Богом зданной пещеры. Но это начертание всякий раз снова являлось, как ничем невредимое". Сами пещеры являются монастырским кладбищем, где точное число захоронений не установлено. Есть основания полагать, что здесь покоится более десяти тысяч человек. Хоронили иноков обители, паломников, благочестивых мирян, "ратных людей" - защитников монастыря. В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды, которые, являясь надгробными памятниками, имеют большую художественную и историческую ценность. В завершении центральной улицы пещеры установлен канун, у которого совершаются панихиды.

     Пещеры - это место упокоения многих святых, место, пропитанное молитвами сокровенных подвижников, место поистине святое; это еще и уникальный историко-художественный памятник - некрополь, который в настоящее время не имеет аналогов по полноте и сохранности надгробных плит. В храме за мраморной плитой покоятся подвижники XX века - старцы обители схиархимандрит Агапий (Агапов), архимандрит Иероним (Тихомиров), схиигумен Савва (Остапенко), архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

     Старчество – особое явление духовной и церковной жизни монастыря и об этом отдельная страница. Отмечу лишь знаменитые слова – послание знаменитого старца, прочитанное мною на сайте http://www.ioann.org/ - Наследный дар Архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

Дорогие мои, чадца Божии!
Верте Богу, доверяете Его всегда благой о нас воле. Приимите всё в жизни, и радость, и безотрадность, и благоденствие, и злоденствие, как милость и истину путей Господних. И ничего не бойтесь в жизни, кроме греха. Только он лишает нас Божия благоволения и отдаёт во власть вражьего произвола и тирании.
Любите Бога! Любите любовь и друг друга до самоотвержения. Знает Господь, как спасать любящих Его.

12/25 июня 2005 г.

     Сегодня многие верующие люди обращаются за помощью к старцам здравствующим и покойным, приходя на место их погребения, и по их молитвенному предстательству получают милость от Господа. Необыкновенно благостное чувство испытываешь, проходя со свечою среди тысяч могильных плит и старых потемневших гробов, по длинным коридорам пещер, ощущая чувство покоя, чистоты и святости. Тихо, по одиночке, мы выходили из пещер, в которых слышалось пение и голоса монахов, и не хотелось уже разговаривать, понимая бренность нашего земного пребывания: «Всякий, кто входит в полумрак Богом зданных пещер монастыря, невольно чувствует благоговейный трепет от соприкосновения с вечностью».

     После выхода из пещер, в которых невольно возникают неоднозначные мысли о смерти, нас повели на Святую гору. Рядом с входом в пещеры устроен ход на Святую гору, где внизу, у наших ног - кровля и купола Успенского собора. На Святой горе погуляли по плодовому саду, подошли к величественному древнему дубу - современнику самого монастыря. Это живой свидетель тех событий, о которых до нас дошло так мало письменных упоминаний и тех лесов, которые некогда покрывали горы Псково - Печерского монастыря, и того времени, когда жили здесь пустынноподвижники. На кровле Успенского храма, нам показали огромный камень, неглубоко вросший в землю, на котором по преданию молился первый старец Печерского монастыря - святой Марк.

     С этого места, у камня, и открывается живописный вид, вдоль по течению Каменца, на отдаленные луга и покрытые лесами горы, что позволяет налюбоваться панорамой весеннего монастыря с уровня куполов Успенского храма.

     В завершении прогулки прошлись по древней крепостной стене. Опасность вторжения иноземцев была одной из причин начала строительства каменной ограды вокруг монастыря в 1558 году. Массивная ограда из каменных плит с семью крепостными башнями и тремя укрепленными воротами была возведена к 1565 году. Когда мы стояли, у крепостной стены, до нас донесся мелодичный звон монастырского колокола: такого чарующего благовеста ни разу в жизни не приходилось мне слышать. Великая радость настоящего была в этот момент с нами, какое-то новое благостное чувство зажглось в наших душах – было это обаяние святости, веков и мира- покоя монастырского бытия. Это чувство заполнило душу каждого и уже не покидало нас до конца поездки и осталось с нами благодатное и укрепляющее.

     А проводил экскурсию по монастырю и красиво рассказывал брат Феофан – молодой человек из Чувашии (6 лет в монастыре), будущий монах. При небольшой информации мы увидели личность, истинного монаха, увидели горящие глаза, любящее сердце и поняли, простые и знакомые с детства, истины. И как звучали они из уст этого светлого инока! Не проронив ни одного лишнего слово, говорил, словно пел божественную песнь о любви. Да, воистину, в этом райском уголке Господь щедро изливает свои дары.

     Тихая обитель дышит святостью и тишиной: божественное присутствие и помощь святых в этом месте ощущаются особенно остро. Время не просто остановилось; оно плавно и незаметно перетекло в вечность, в безвременье. Это ощущение приходит ко мне нечасто; лишь в нескольких местах, где мне приходилось бывать и где оставалась часть моей души, Господь дарил мне такое легкое сердечное прикосновение к сути Своего творения. Появилось оно и здесь. Никуда не надо спешить, надо только спокойно размышлять о своей жизни и о себе...

     Много жизненных задач придется решать нам в будущем, много оврагов и гор встретим на своем жизненном пути, но будем в такие минуты помнить, как легко и радостно нам было здесь на Святой горе, как было легко и свободно в монастырских стенах. И если наш крест будет давить нам плечи и гнуть колени, то пусть эти золотые кресты и купола, сияющие здесь на Святой горе, совсем рядом с нами, напоминают о той радости, которую Господь послал нам на псковской земле в залог будущей жизни.

     В завершении отмечу, что все наши экскурсоводы, гиды, насельники и насельницы – наши современники, чье самоотверженное служение своему делу позволило ощутить всем нам великую ясность и благодать Божию, они открыли нам что-то очень важное. В современном мире человек тускнеет и блекнет, образ его мельчает, многие теряются в общей толпе, а здесь в монастыре люди открылись во всей своей духовной красоте: мы увидели свободомыслие и достоинство, счастье и любовь, знание великой истины.

     Очень верно и точно, на мой взгляд, сказала в одном из интервью филолог, кандидат философских наук Марина Михайлова: «Богословская истина – это Путь, это Персона и Личность, Истина и Жизнь, а потому она никогда полностью не укладывается в точные словесные формулировки».

     Святые обители приняли, согрели и благословили нас, сроднили друг с другом, и будут ждать нас в свои стены и покров, где в тишине человек черпает не только молитвенное умиление и духовную радость, но и творческое вдохновение и силы для дальнейшей достойной жизни.

 

Арина ОВЕРИНА

 

 
След. »